Примитивные архозавры

 

Стержень пера находится ближе к его переднему краю, поэтому каждое перо действует как аэродинамический профиль (Heilmann 1926)
жно также для теплоизоляции. Трудно представить, каким образом отбор напрямую мог привести к появлению крупных структур, необходимых для полета. С другой стороны, относительно небольшие изменения в размерах и строении чешуй рептилий были бы достаточны для обеспечения теплоизоляции тела, которая, повидимому, важна для любого эндотермного животного, близкого к археоптериксу по размерам. В противоположность этому Федучча (Feduccia, 1985) считает, что перья изначально возникли как приспособление для полета, а не для теплоизоляции.
Первостепенные и второстепенные маховые перья археоптерикса расположены так же, как у современных летающих птиц (рис. 1615). Практически невозможно связать отбор на такое их распространение с какимлибо иным фактором, кроме полета. Более того, каждое перо имеет свойства аэродинамического профиля благодаря асимметричному положению стержня (Feduccia, Tordoff, 1979). Отсутствие уникальных птичьих черт в строении плечевого и тазового поясов позволяет предположить, что археоптерикс был слабым летуном, но природа перьев доказывает способность к полету. Пропорции внутреннего слепка его мозговой коробки значительно более продвинуты по сравнению с типичными рептилиями и приближаются к птичьему состоянию (Whetstone, 1983).
Последовательность эволюционных событий, ведущая к возникновению полета у птиц, остается спорной (Hecht, Ostrom, Viohl, Wellnhofer, 1985). Выдвинуты две главные гипотезы. Хайльман (Heilmann, 1926) и многие другие авторы считали, что непосредственные предки археоптерикса были древесными формами. Перья развились у них для обеспечения планирования между ветвями и с деревьев на землю. Согласно этой гипотезе, активный машущий полет возник вторично (Воск, 1985). Остром (Ostrom, 1985 и цитируемые им авторы), напротив, полагает, что машущий полет развивался у бегающих наземных предков. По его мнению, он возник из способа ловли добычи, включающего «аппло дирующие» движения передних конечностей .